Rambler's Top100

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СОЮЗ
  /  
English Home Email Search



Все об экологии в одном месте: Всероссийский экологический портал

Rambler's Top100

Индекс цитирования

Тезисы доклада

О разработке и реализации Национальной программы России по экологической маркировке товаров

Ф. Ф. Метлицкий
Генеральный директор МЭФ
аудитор системы экологической сертификации

18 февраля 2005 г.

Правительства развитых стран придают важное значение и содействуют развитию продаж «зеленых» товаров, т. е. товаров с более слабым отрицательным воздействием на окружающую среду по сравнению с аналогичными товарами. Для таких товаров применяется экологическая маркировка.

Согласно докладу Комитета ВТО по торговле и окружающей среде, подготовленному по результатам Конференции в Канкуне (Committee on Trade and Environment Report to the 5th Session of the WTO Ministerial Conference in Cancun) от 3 июля 2003 г. (W/CTE/8), экологическая маркировка характеризуется положительно как важный инструмент в мировой торговле, имеющий необходимую легитимность и хорошие перспективы развития.

Мировой Банк также положительно оценивает экологическую маркировку, включив ее в свою новую Программу поддержки экологических и социальных работ (ESRP).

Некоторые развитые страны имеют свои национальные программы по экологической маркировке, например, Германия — «Голубой ангел», Канада — «Экологический выбор», Китай — «Национальная программа по экомаркировке», Таиланд — «Зеленый знак», Евросоюз — «Экомаркировочная программа», США — «Зеленая печать», Швеция — «Правильный эковыбор», Япония — «Экомарк», Скандинавия — «Северный лебедь» и др.

Объекты национальных и региональных программ могут включать, например, экологическую маркировку следующих категорий товаров:

  • одежда, текстиль, электроника, химикаты, пластмассы, метизы, машиностроение (программа Гонконга);
  • бумажная продукция, детергенты химчисток, текстиль (программа ЮНЕП)

В Англии введена цветовая маркировка упаковки продуктов питания — зеленым цветом маркируются натуральные, экологически чистые продукты, желтым цветом — обычная продукция, красным цветом — жирная, кислая, соленая и некачественная продукция.

В нашей стране применяются такие графические изображения, как «Свободно от хлора» по ГОСТ Р 51150-98 «Продукция, свободная от хлорорганических соединений. Знак «Свободно от хлора», знак Международного экологического фонда, а также региональные знаки — московские знаки для автозаправочных станций и для пищевых продуктов, Санкт-Петербургкий знак «Листок жизни».

Однако в России получило широкое распространение практика безосновательного присвоения товарам словесных характеристик типа «экологически чистая продукция», «экологический продукт» и т. п. без подтверждения соответствующими испытаниями этих товаров.

Такие формулировки сейчас можно увидеть на различных товарах — промышленных, хозяйственных, спортивных, включая стиральные порошки, туалетную бумагу и пр., но в основном — на пищевых продуктах. Кроме того, в наименованиях некоторых организаций также присутствует приставка «эко» в значении «экологическая» без достаточных на то оснований. Такая порочная практика вводит приобретателей в заблуждение и является грубым нарушением законов «О защите прав потребителей», «О рекламе», а также требований международных стандартов в данной области.

В настоящее время вопросы экологической маркировки в мировом сообществе концентрируются во Всемирной организации по экологической маркировке GEN (Global Ecolabeling Network), которая была основана в 1994 г. и объединяет Европейское сообщество и еще 21 страну.

GEN является некоммерческой организацией участников, занимающихся вопросами экологической маркировки и сертификации товаров. Она осуществляет информационную деятельность и содействует странам и организациям в разработке национальных и региональных программ по экологической маркировке в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО серии 14000.

Согласно международным стандартам ИСО серии 14000 (ИСО 14020:1999, ИСО 14021:2000, ИСО 14024:2000 и ИСО/ТО 14025:2002) экологическая маркировка бывает трех типов.

Тип I — по результатам проведенной сертификации.
Тип II — на основе самодекларируемых словесных формулировок 12 установленных видов и одного графического изображения (петля Мебиуса) с оговоренными условиями их применения. При этом формулировки и изображения должны иметь документированные критерии и методики оценивая для получения надежных и воспроизводимых результатов, необходимых для их проверки любым заинтересованным лицом. В случае, если этим заинтересованным лицом является орган по сертификации, то проверка должна сопровождаться регистрацией формулировок и/или изображений этим органом.
Тип III — комбинация из типов I и II.
По оценке экспертов GEN по типу I может маркироваться до 30% товаров, по типу II — до 60% и по типу III — не более 10%.
Экологическая маркировка является частью общего состава информации о товарах, включающего в том числе знак обращения на рынке, товарные знаки, знаки обслуживания, знаки наименования мест происхождения, знаки соответствия (при сертификации товаров).

Экологическая маркировка может быть представлена в виде либо словесной формулировки, либо графического изображения.

Экологическая маркировка наносится либо непосредственно на товар, либо на его этикетку. Она может помещаться в наименование товара, в сопроводительную документацию к нему, распространятся в рекламных проспектах с помощью телемаркетинга, цифровых или электронных средств информации, таких как Интернет.

Экологическая маркировка выполняется добровольно изготовителями, импортерами, продавцами или другими лицами, которые могут получить дополнительную прибыль от этого вида деятельности.

Разработку национальных и региональных программ по экологической маркировке GEN рекомендует осуществлять последовательно по следующим этапам:

1 этап — выбор категорий товаров (продукции), работ, услуг, процессов, подлежащих экологической маркировке;
2 этап — установление критериев, разработка стандартов, руководств, регламентов по выбранным объектам;
3 этап — разработка процедур сертификации.

Работы в рамках Национальной программы России по экологической маркировке товаров могут включать разработку следующих документов:

  • проекта постановления Правительства РФ.
  • дополнений в Закон РФ «О рекламе»;
  • регламентов экологической маркировки на основе международных стандартов ИСО 14021:1999, ИСО 14024:1999 и ИСО 14025:2000;
  • изменения в действующие стандарты и технические условия.

Для облегчения разработки программы целесообразно обеспечить вступление России в члены GEN, что будет способствовать вступлению России в ВТО.